„Чем старше мы становимся, тем более спокойную работу хотим. Поэтому многие люди идут переучиваться, чтобы понять, какие у них вообще возможности, на что они еще способны. Бывает, что и обстоятельства заставляют менять место работы. У нас ведь были многочисленные сокращения в недавнем времени, и люди часто меняют сферу деятельности из-за этого: им просто некуда податься. Особенно это касается тех, у кого не было языковой категории. Так что люди либо понимают, что возврата нет, либо перегорели на предыдущей работе и поэтому пытаются сменить сферу деятельности. Тут бывает по-разному. У меня были ученики и с той, и с той проблемой“.
По словам Елизаветы, все ее выпускники настроены на работу, и многие из них ее уже нашли. В основном, в зрелом возрасте многие уже четко понимают, чего хотят. Конечно, есть и те, кто пересмотрел выбранную деятельность и понял, что возможно, что ему это не совсем подходит. Елизавета подчеркивает, что это – абсолютно нормально. Главное, что все те, кто все-таки решился пойти на курсы, сохраняют позитивный настрой и уверены, что их ждет многое.
Бывает, что человеку не везло пять лет и он считает, что ему и дальше будет не везти
„Я стараюсь донести до людей, что у них еще все впереди, даже если это человек, которому далеко за 50. Самый старший возраст, который у нас был – за 60. Я не скажу точно, но женщина была уже на пенсии – прекрасно выглядит, в прекрасном настроении, мотивирована на дальнейшее продвижение. Многие считают, что в 35 лет у них жизнь уже кончилась – называют себя старыми. Но это не так. Мы живем тогда, когда хотим что-то делать, к чему-то стремиться“.
По словам специалиста, основной страх у людей, которые идут учиться – это страх языка. Те, кто слабо владеет эстонским, чувствуют себя неуверенно. „У них ступор, что они не смогут работать, не зная эстонского хотя бы на B-категорию. И это действительно проблема“, – подтверждает Елизавета.
Второй же страх связан с собственной самооценкой. Человек считает, что он уже старый и только „молодым везде дорога“, ведь на работу их берут чаще.
„Частая проблема учеников – это некая зацикленность на собственной нереализованности. Бывает такое, что человеку не везло пять лет и он считает, что ему и дальше будет не везти. Тут очень многое зависит от собственного настроя. Этот период надо просто перетерпеть, нельзя опускать руки. Если душой ты молод, то вполне можно устроиться и в возрасте на хорошую работу. Тут все зависит только от вас. Молодых людей часто тоже не хотят брать, потому что у них нет опыта и они более склонны часто менять место работы. Я это сама вижу – многие молодые сотрудники не задерживаются на одном месте дольше нескольких месяцев“.
При этом специалист признает, что ситуация на рынке труда сейчас сложная – многие люди, приходящие на курсы, жалуются, что даже с опытом и высшим образованием работодатели просто не отвечают либо предлагают работу на невыгодных условиях. Например, вместо стандартного трудового договора предлагают käsundusleping – в этом случае работник будет лишен ряда социальных гарантий. Все это заставляет людей искать другие пути и переквалифицироваться.
Главной же объективной трудностью для учеников в возрасте остаются цифровые технологии. Большая часть учебной и рабочей нагрузки сегодня связана с использованием компьютеров и смартфонов, а многие не владеют необходимыми программами и не умеют быстро ориентироваться в цифровой среде. По словам Елизаветы, в таких случаях она старается помогать – объясняет основы работы с нужными приложениями и инструментами. При этом нередко приходится преодолевать и внутренний психологический барьер, связанный со страхом перед техникой.
„Я знаю людей в возрасте, которые отлично бегло используют компьютер и телефон. Поэтому тут главное не бояться. Надо пробовать, делать“, – уверена Елизавета.